1. Что такое разгон (оверклокинг)? Разгон - работа оборудования на повышенной частоте, вне штатного режима, для достижения большего быстродействия. Его также называют "оверклокинг" (англ. overclocking).
2. Почему возможен разгон?
Разгон возможен по многим причинам, вот они:
2.1. Особенности производства
Все микросхемы одной модели производятся на одной и той же производственной линии, т.е. нет отдельных линий по производству чипов для GeForce 4 Ti 4200, 4400 и 4600, производятся фактически только GeForce 4 Ti, но с разным результатом. Почему? Ответы ниже.
2.1.1. Неодинаковость чипов
При производстве видеокарт, как и в любом другом, имеются отклонения от производственных норм, установлены технологические допуски и имеется брак. Современные видеочипы - весьма сложное устройство и содержат от миллионов до сотен миллионов транзисторов. Неудивительно, что двух абсолютно одинаковых не бывает и максимальная скорость работы каждого из них индивидуальна.
2.1.2. Выборка и маркировка
Тестировать все произведенные микросхемы для выяснения их максимальной скорости экономически нецелесообразно. Намного выгоднее воспользоваться преимуществами такой науки как статистика, и протестировать некоторую часть выбранных наугад чипов из одной партии (произвести статистическую выборку), чтобы определить потенциал этой партии.
Это дает нам массу преимуществ: возможность тестировать выбранные микросхемы более продолжительное время и в более жестких условиях, уменьшение количества тестового оборудования, ускорение производства, уменьшение себестоимости и т. д.
Для простоты понимания приведем взятый из головы пример:
Предположим, наш завод им. 50-летия 3dfx выпускает видеокарты GeForce2 MX (*) :). Произведены 3 партии по 10000 чипов. Случайным образом выбираем из каждой партии, скажем, 1% чипов (по 100 штук) для тестирования. Результат: из первой партии 80 чипов заработали на 166 МГц, 15 на 175 МГц и 5 на 183 МГц; во второй партии 60 чипов заработали на 175 МГц, 30 на 183 МГц, 10 - на 200 МГц; третья партия - 80 на 200 МГц, 20 - на 210 МГц. Первую партию мы отбраковываем (или продаем вполцены китайцам - отбирать 20% годных видеокарт нам не имеет смысла, вторую маркируем как MX200, третью как MX400.
(*) Примечание: стандартные частоты чипов MX200 - 175 МГц, MX400 - 200 МГц.
Как вы могли заметить из примера, часть чипов заработала на более высоких частотах, чем была промаркирована. Именно они разгонятся лучше всего. Но мы протестировали не все чипы и, поэтому, всегда есть вероятность, что какие-то из них способны работать на очень высоких частотах, а какие-то не заработают даже на номинальных и будут обменены по гарантии или отбракованы уже при производстве и тестировании видеоадаптера на заводе.
2.1.3. Жесткость тестирования
Можно создать видеочипу идеальные условия (о них позднее) и он заработает на высокой частоте. Но в реальности все будет не так - у большинства пользователей чип будет работать в тесном корпусе с плохим охлаждением и большим количеством греющихся модулей (процессор, жесткие диски и пр.), при высокой комнатной температуре, с маломощной системой охлаждения, на протяжении длительного времени. Во многом поэтому при проведении выборки чипы тестируются в весьма жестких условиях: довольно высокая температура, небольшая система охлаждения. Следовательно, если обеспечить видеокарте комфортные условия работы, она сможет отблагодарить нас более высокими частотами.
2.1.4. Запас прочности производителя
Хороший производитель, который стремиться обеспечить надежность своих продуктов, накинет еще немного прочности "для запаса". "Прочность" может достигаться более жестким тестированием или просто проверкой всей производимой продукции; создании более надежного дизайна и разводки платы, способной работать на n мегагерц быстрее; лучшей системы охлаждения и прочих маленьких хитростях, о которых должен знать производитель и можем не знать мы.
Поэтому именитые, или как еще говорят "брендовые", "фирменные" производители выпускают, как правило, более поддающуюся разгону продукцию, а некоторые даже акцентируют на улучшенных возможностях их продукции для оверклокеров.
В противоположность им, продукция безымянных ("noname" - ноунейм, не ставящих даже своего имени на продукции) производителей изначально может иметь заниженные частоты, некачественные комплектующие, и низкую способность разгоняться, и даже могут быть разогнаны самим производителем (для уменьшения себестоимости и получения большей прибыли, естественно)! Хотя бывают и приятные исключения.
2.2. Маркетинг
В современном компьютерном мире, очень важную роль играет маркетинг: не столь важно насколько хороший или плохой продукт мы произвели, сколь показать его хорошие, принизить слабые стороны и убедить потенциального покупателя выложить за него кругленькую сумму, рассказывая друзьям что "его" круче чем "их". Грамотный маркетинг позволяет компании получить максимальную прибыль при наименьших затратах.
2.2.1. Перемаркировка чипов
Всегда существует относительно небольшой, но стабильный спрос на самые дорогие, самые "топовые" модели любой продукции. Зачастую бывают ситуации, когда выход годных высокоскоростных чипов велик, зато спрос на более дешевую (и менее скоростную) модель превысил ожидания. Тогда производитель считает выгодным для себя перемаркировать часть более скоростных чипов как более медленные и продать, ведь себестоимость их производства, как вы уже могли понять из пункта2.1, практически одинакова. Естественно, эти чипы смогут работать на скорости их старших собратьев, ну и еще разгоняться.
2.2.2. Искусственное ограничение скорости
Эта причина перекликается с приведенной выше. Чтобы не мешать продажам более дорогих моделей мы можем ограничить характеристики младших, чтобы не вводить покупателя в искушение купить почти то же самое, но значительно дешевле.
Еще одно применение - вместо разработки, тестирования, отдельного производства продукта для более дешевой ниши рынка мы можем использовать те же чипы, но аппаратно или программно запретить часть их возможностей и продавать под другим именем за меньшие деньги и с заниженными частотами.
Конечно, если они ограничены аппаратно, сильно многого оверклокеру от них не добиться, но если программно - с большой долей вероятности можно сделать их полноценными.
Примеры: программно ограниченные: Velocity 100/200, Radeon LE; аппаратно Riva TNT Vanta/M64, GeForce2 MX200 и др.
2.2.3. Установка более качественных деталей из-за отсутствия других
Частенько случается, что используемые для производства детали снимаются с производства, недоступны в достаточных количествах или временно не доставлены/не произведены и взамен них применяются более совершенные. Это может происходить как с чипами для видеокарт, так и с модулями памяти для них, в основном с последними. Так как на чипах памяти проставлена маркировка с указанием ее скорости (в наносекундах), и ее можно легко идентифицировать, оверклокеры стараются из нескольких видеокарт найти такую же, но с более быстрой памятью, которая с легкостью заработает на своих высоких номинальных частотах и сможет разогнаться еще.
2.3. Технический процесс
Техпроцесс является важным показателем при производстве микросхем. Он определяет размер транзисторов, и чем он "тоньше", тем меньше они по размеру, меньшая мощность нужна для работы одинакового числа транзисторов, меньше тепла они будут выделять и смогут работать с большими частотами. Поэтому чипы, изготовленные по нормам более современного техпроцесса, будут разгоняться намного лучше, чем такие же, изготовленные по-старому.
Фактически, выпуская чипы по новому техпроцессу, производитель занимается "официальным" разгоном.
2.4. Старшие и младшие модели
Как мы уже знаем, чипы одного типа производятся на одной линии с использованием единого техпроцесса. Именно техпроцесс определяет максимальный теоретический предел частоты чипа. Т.е. младшие и старшие модели видеокарт, в принципе, имеют одинаковый потенциал по частотам, просто некоторые из них по статистике заработали и были промаркированы более высокими частотами, а некоторые более низкими. Это означает, что младший из серии видеокарт чип будет потенциально разгоняться на большие значения, чем старший, а старший - намного меньше, т.к. он работает уже почти "на пределе". Хотя по абсолютным значениям частот, старшая модель при разгоне в большинстве случаев обгонит младшую.
2.5. Степпинг чипа (дата выпуска)
По мере производства инженеры повышают процент выхода годных чипов и наращивают их частоты путем оптимизации производства. Также могут вноситься изменения в ядро чипа, которые изменяют его дизайн (внутреннюю структуру) изменяя мешающие достижению более высоких частот модули и/или исправляют найденные ошибки. При этом изменение отражается в маркировке чипа как изменение т.н. степпинга чипа, т.е. заводского обозначения модели.
Из этого мы для себя делаем вывод: чипы произведенные позднее других в одной серии (или промаркированные одной частотой) потенциально разгоняются лучше; чипы имеющие более старший степпинг наверняка разгоняются лучше.
3. Зачем нужен разгон
3.1. Повышение быстродействия
Основная причина, из-за которой занимаются разгоном - повышение производительности, порой весьма значительное. Чем серьезнее подойдете вы к вопросу разгона (в разумных пределах), тем большее быстродействие вы получите.
3.2. Экономия денег
Разгон позволяет нам экономить порой весьма существенные суммы, позволяя, например, добиться от 100-долларовой видеокарты производительности 200-долларовой.
3.3. Ликвидация "бутылочного горлышка"
Часто случается так, что видеокарта становится в системе "узким местом", тогда разгон оказывается единственным средством к его расширению, за исключением покупки новой видеокарты.
3.4. Моральное удовлетворение, азарт
Разгон сродни игре в лотерею: повезет больше - повезет меньше, разгонится больше - разгонится меньше. Разница в том, что, в отличии от классической лотереи, мы прямо влияем на результат. Кроме того, чересчур поусердствовавши, мы можем и сжечь наш драгоценный экземпляр. Поэтому разгон очень азартен :).
Разгоняя наши компьютеры, мы получаем от них производительность большую, чем они призваны нам давать. Оборудование работает на пределе и за пределом. Моральное удовлетворение от этого огромное.
Кроме того, если уж вы прослыли оверклокером, то вы частенько будете востребованы друзьями/знакомыми, которые будут вас благодарить за проделанную для них работу подручными средствами и безобидными шутками типа "тебе бы на складе компьютерного салона закрыться и разгонять, разгонять...".
Оверклокер - это звучит гордо :).
4. Насколько опасен разгон?
Так как разгон - это превышение паспортных возможностей устройства, он всегда таит в себе некоторую опасность. Сразу скажу, что при грамотных действиях риск очень мал. Как правило, выходят из строя "неудачные" микросхемы, причем выкинуть этот фокус они могут и на номинальных частотах.
Кроме того, не забывайте, что аккуратное обращение с оборудованием - залог его здоровья, по неосторожности и из-за грубого обращения выходит из строя намного больше оборудования, чем от самого разгона.
Вот основные опасности:
4.1. Опасность выхода из строя
Самое страшное, что может случиться при разгоне видеокарты - она выйдет из строя. Это может произойти при недостаточном охлаждении и работе на повышенных частотах - при длительном перегреве карта может сгореть. К счастью, этого легко избежать.
4.2. Сокращение срока службы
Срок службы электронной микросхемы напрямую зависит от ее рабочей температуры и интенсивности использования. Рабочими условно считаются температуры от 0 до 80оС. Считается, что каждые дополнительные 10 градусов сокращают жизнь микросхемы вдвое. Страшно? Не пугайтесь. Расчетный срок жизни микросхем 10, а то и 20 лет при естественной температуре. Видеокарта морально устареет и будет заменена задолго до полного ее износа, даже при самом сильном разгоне. А достаточное охлаждение поможет еще на десяток лет отодвинуть этот печальный день.
4.3. Опасность экстремального разгона
Экстремальный разгон - тема для отдельного разговора. Он таит в себе на порядок больше опасностей и требует от вас на порядок более серьезного подхода, поэтому о нем рассказывается отдельно, ближе к концу этого документа.
5. Как относятся производители к разгону?
Как правило, производители не поощряют разгон, так как это связано с недополучением ими части прибыли. Есть, конечно, и такие, что зарабатывают на этом, продавая для разгона специальные приспособления или специально улучшенные видеокарты. Но в одном можно быть уверенным - если ваше оборудование вышло из строя в результате разгона, то в этом виноваты вы сами и производитель к этому не имеет никакого отношения.
Часто производитель для своего железа, даже оборудованного улучшенными возможностями для разгона, в паспорте пишет что-то вроде "Только для тестов", "Не рекомендуется", "На страх и риск пользователя".
5.1. Гарантия на оборудование
При физической модификации оборудования гарантия аннулируется.
При разгоне гарантия тоже должна сниматься. Другое дело, что доказать, что разгон имел место сложно - только если деталь явно сгорела, да и то не всегда. Часто можно выехать на фразе ":-? Само сгорело". Не рекомендую повторять дважды - второй раз могут ведь и не поменять по гарантии.
6. Целесообразность разгона
Это важный вопрос. В некоторых случаях разгон не принесет вам ничего, кроме потери времени. В этом разделе я перечислю подобные случаи.
Если уж вы читаете, как разогнать видеокарту, то предполагается, что вы уже достаточно осведомленный человек, и, надеюсь, дополнительные инструкции вам не понадобятся. Т.к. это только FAQ по разгону видеокарт, вопросы оптимизации здесь затронуты, перечислены, но инструкции по их практическому осуществлению не даны, благо, информации по этим вопросам море и найти ее не представляется трудным.
6.1. Оптимизация имеющегося
Если не исчерпаны "официальные" средства повышения производительности, разгон может дать меньше чем правильная настройка оборудования.
6.1.1. Достаточный размер оперативной памяти
Если у вас мало оперативной памяти, то разгон видеокарты мало поможет - программы будут часто обращаться к жесткому диску ("свопить"), который в 1000 раз медленнее, чем оперативная память. Что толку от более высоких частот, если они смогут себя проявить 2% времени?
6.1.2. Оптимизация железа
Есть множество вариантов неправильно что-то сделать и несколько правильных вариантов. Вы уже знаете, что такое БИОС?, уже настроили его, он у вас последней версии? У вас стоят минимальные тайминги на памяти? Если нет, то узнайте о БИОСе побольше, изменение некоторых его настроек может дать серьезный прирост скорости.
6.1.3. Оптимизация ОС и программ
Если у вас одновременно запущены ICQ, MS Mesenger, Yahoo Mesenger, AVP Monitor, Dr.Web Spider, Norton Anti-Virus, то вам уже ничего не поможет ...
Вы уверены, что настроили Windows (или что там у вас) на максимальную производительность? Вы дефрагментировали жесткий диск? Вы уверены, что используете самые быстрые версии программ или игр, вы установили патч, оптимизирующий игру под вашу видеокарту? Вы запускаете игру в наиболее скоростном для вашей видеокарты режиме (Direct3D, OpenGL, Glide, S3 MeTaL)?
6.1.4. Драйверы
Часто новая версия драйверов способна дать эффект, сравнимый с разгоном (или обратный). Узнайте о быстродействии различных версиях драйверов для вашей видеокарты. Не забывайте, что остальное железо тоже использует драйверы!
6.1.5. Настройки качества графики
Вы знаете, что обозначают все эти термины в панели настройки вашей видеокарты и каково их влияние на скорость и качество? Некоторые функции, например FSAA, могут многократно замедлить скорость работы, так что, если вы не в курсе, изучите их - возможно вы используете свою видеокарту не на полную мощность или не оптимальным образом.
6.2. Зависимость от видеорежима
Для более-менее современных видеокарт в видеорежиме 640х480х16b ограничивающим фактором скорости является процессор, в 1024х768х32b и выше - видеокарта; для некоторых новейших образцов скорость даже в этом видеорежиме упирается в процессор.
Это явление объясняется тем, что процессор поставляет видеокарте данные для построения изображения. Для оптимальной производительности он должен успевать своевременно поставлять видеокарте данные на прорисовку, чтобы та не простаивала, ожидая его. Для лучшего понимания отметим, что в видеорежиме 1024х768х32b обсчитывается примерно в 5 раз больше графической информации чем в 640х480х16b. На практике в низких видеорежимах нагрузка на видеокарту незначительна и она большую часть времени простаивает - производительность упирается только в процессор, а в высоких видеорежимах видеокарта нагружена на все 100% и производительность упирается уже в ее скорость обработки графики. Промежуточные между приведенными значениями, соответственно, более чувствительны либо к процессору (ближе к 640х480х16b), либо к видеокарте (ближе к 1024х768х32b и выше).
Следовательно, разгон видеокарты будет хорошо ощутим в видеорежимах от 1024х768 и выше.
Надо оговориться, что для устаревших видеокарт картина несколько иная - они могут стать ограничивающим фактором более-менее современных игр уже в 640х480х16b. Тогда разгон самым прямым образом скажется на производительности в любых видеорежимах.
6.3. Зависимость от глубины цвета
При использовании 32-битного цвета видеокарте (и ее памяти в частности) приходится прогонять через себя вдвое больше данных по сравнению с 16-битным цветом, кроме того, он требует вдвое больше памяти. Если памяти видеокарты не хватает для хранения всей необходимой информации (текстуры, буфер кадра и т.д.), то она будет обращаться к системной памяти и прокачивать ее через AGP, что чревато резким снижением производительности. С другой стороны, если памяти достаточно, то скорость в 32-битном цвете обычно сильнее реагирует на разгон, особенно на разгон памяти.
6.4. Мощность процессора как ограничивающий фактор
Если процессор принципиально не в состоянии полностью нагрузить видеокарту данными для рендеринга, она будет часть времени простаивать. При этом разгон видеокарты слабо влияет на быстродействие, необходимо менять или разгонять процессор.
Для видеокарт, не оснащенных поддержкой аппаратного T&L, быстродействие всегда должно возрастать при установке более мощного процессора, т.к. он выполняет часть функций рендеринга.
6.5. Разгон процессора
Даже если ваш процессор нагружает видеокарту полностью и/или вы используете только высокие видеорежимы, его все равно имеет смысл разогнать (если это возможно). И вот почему:
1) в игре обсчитывается не только графика, но и искусственный интеллект, физика и прочее, разогнанный процессор сможет делать это быстрее и снизить общее время на построение сцены;
2) некоторые графические функции, специфичные для каждой видеокарты, все равно выполняет/эмулирует процессор (через драйверы)
3) разгон видеокарты повлияет только на скорость видеорендеринга, что можно заметить в играх и приложениях для 3D моделирования, разгон процессора - на общее быстродействие системы, заметное везде.
4) разгон процессора, как правило, приводит к разгону/ускорению памяти и коммуникационной шины процессора (fsb) и некоторых других устройств, скорость же во многих 3D-приложениях напрямую зависит от быстродействия магистрали процессор-память.
Т.к. это все-таки FAQ по разгону видеокарт, инструкции по разгону процессоров приводиться не будут, хотя общий принцип одинаковый
6.6. Результат разгона
Случается так, что карта гонится настолько слабо или конкретные условия таковы, что прироста от ее разгона практически нет. Тут уж, увы, надо думать об апгрейде.
6.7. Величина материальных затрат
Если материальные затраты при проведении разгона превышают стоимость апгрейда на новую видеокарту, подумайте, а надо ли вам это? Подходите к этому с точки зрения разумной сбалансированности.
Хотя если вы занимаетесь оверклокингом только из любви к жанру, каждый дополнительный мегагерц, полученный при помощи водяного охлаждения или модуля Пельтье для вас дороже золота, и каждый неразогнанный компьютер пробуждает в вас непонятное чувство, то честь вам и хвала - вы настоящий Оверклокер!
7. Величина роста быстродействия при разгоне
Какой же прирост быстродействия дает разгон видеокарты? В каждом конкретном случае для каждого видеорежима ответ индивидуален. Максимальные значения лежат где-то в пределах 30%-го прироста. Вам кажется, что это мало? Это не так. В вашей любимой игре может пропасть торможение в самых сложных и напряженных сценах; скорость в новой игре перешагнет нижний предел играбельности; да и подумайте, сколько вам придется выложить денег для замены на 30% более быструю видеокарту. Надеюсь, уже не так мало :).
Конечно, прирост может и не быть таким значительным, но то что он есть (и практически "бесплатен"), не может не радовать.
7.1 Влияние частот на увеличение быстродействия при разгоне
7.1.1. Влияние чипа на увеличение скорости
Разгон самого видеочипа отразится на общем быстродействии, но не так как разгон памяти, особенно для 32-битных видеорежимов. Обычно после достижения определенной частоты, прирост быстродействия падает.
7.1.2. Влияние памяти на увеличение скорости
Разгон памяти самым благоприятным образом сказывается на росте быстродействия, обычно оно линейно растет с ростом частоты памяти, особенно, как уже было сказано выше, в 32-битном цвете.
7.1.3. Влияние синхронности
Синхронная работа элементов (GPU и память на одинаковой частоте) должна приносить дополнительное увеличение быстродействия, так как пропадут затраты на согласование при асинхронной работе. Но выгода от применения, например, памяти, работающей на значительно большей частоте чем чип, с лихвой перекрывает издержки асинхронности.
Если же в вашей системе чип и память разгоняются до похожих значений (например 115/110 - чип/память), проверьте, даст ли синхронная работа (110/110) рост производительности.
7.2. Урезанные версии видеокарт
Многие недорогие видеокарты создаются путем ограничения возможностей более дорогого варианта, чаще всего уменьшением шины памяти (обычно со 128 бит до 64 бит), что приводит к двукратному падению быстродействия памяти видеокарты. Не стоит надеяться, что разогнав их вы получите полноценную видеокарту. Таким "кастратам" разгон поможет мало. Покупайте нормальную видеокарту сразу!
8. Что ограничивает разгон?
Мешать разгону и ограничивать его может множество вещей. Ниже перечислены основные.
8.1. Охлаждение
Как уже упоминалось, рабочие температуры для чипа видеокарты лежат в пределах 0-80оС. Эти значения довольно условны. Микросхемы рассчитаны на работу в естественном температурном режиме и при выходе за пределы этих значений (или при приближении к ним) физические свойства проводников меняются и чип становится неработоспособным или начинает работать с ошибками.
Точно измерить температуру в ядре чипа может только встроенный термодатчик, чем видеокарты, в отличие от современных процессоров, похвастаться пока не могут. Температуру приходится измерять с защитной поверхности чипа, или максимально близко к ней. При этом в ядре чипа температура может отличаться в большую сторону и в каком-то месте при высокой общей температуре может происходить "локальный перегрев", что приведет к неработоспособности или сбоям всей микросхемы. При длительном воздействии высоких температур могут произойти необратимые изменения и чип может навсегда выйти из строя, другими словами - "сгорит" (с дымом, гарью и прочими спецэффектами).
Выделяемая чипом мощность прямо пропорциональна его частоте. Вот почему при разгоне требования к охлаждению возрастают - приходится рассеивать большую тепловую мощность.
Необходимо знать, что в обычной работе видеокарта использует только малую часть своих возможностей (читай "транзисторов"), а при запуске 3D-приложения задействуются большинство или все ее модули и она начинает греться намного сильнее. А так как для этих приложений (читай "игр" их и разгоняют то нас интересует охлаждение именно для такого режима.
Все сказанное относится и к памяти видеокарты, но с небольшими отличиями - тепловой режим и выделяемая мощность памяти обычно значительно ниже, чем у чипа, ее внутренняя структура однородна (нет различных модулей, как у GPU) и зачастую дополнительное охлаждение может просто не понадобиться.
Всегда помните: высокая температура - основной враг разгона. Даже если охлаждение достаточно эффективно для нормальной работы, улучшая его, можно поднять планку разгона еще выше.
8.2. Недостаточная мощность питания
Видеокарта, как и любое электронное устройство при работе потребляет некоторую мощность. Естественно, если видеокарта не получит из блока питания нужную мощность, то работать она не сможет.
Так же как и выделяемая мощность, потребляемая прямо пропорциональна частоте работы. Мощности может хватать для работы на номинальной частоте, но если для работы на повышенной ее неоткуда взять, то наш разгон на этом остановится.
Может случится и так, что имеющейся мощности хватает для обычной работы, но при запуске 3D приложения происходит сбой - когда не обрабатываются трехмерные изображения, большинство модулей простаивает и почти не потребляет энергии, если же запустить 3D приложение, максимально использующее возможности видеочипа, все блоки заработают в полную силу и потребуют больше мощности.
Далее показано, в каких еще случаях может проявиться нехватка мощности питания.
8.2.1. Малая мощность блока питания
Если у вас очень мощная видеокарта или просто много устройств, может случится так, что мощности блока питания будет не хватать. Симптомы: при одновременной работе многих устройств происходят сбои/перезагрузки (например, всунули диск в CD-ROM, он начал раскручиваться, компьютер ушел на перезагрузку). Конечно, разгонять что-либо в таких условиях невозможно - и так еле работает.
Как бороться: заменить корпус/блок питания или удалить часть устройств.
8.2.2. Низкое качество блока питания
Китайцы и иже с ними каждый день радуют нас новыми дешевыми и некачественными корпусами и блоками питания. Часто, они идут на прямой подлог и помечают 200-ваттный блок питания как 250 Вт, 250-ваттный как 300 Вт. Что из этого выйдет понятно. Но на этом их изобретательность, конечно, не закончилась :). Можно ведь и в настоящий 250-ваттный блок питания засунуть часть электроники от 200-ваттного или не рассчитать систему охлаждения при нагрузке, например, более 60%. Вариантов исхода здесь два: 1) нет достаточной мощности; 2) при попытке подать номинальную мощность блок питания сгорает, если ничего с собой не прихватил - уже хорошо.
Но и это не все :). А кто сказал, что если блок питания дает нужную мощность, то токи идут с правильными параметрами? Часто отклонения начинаются, опять же, при попытке подать мощность свыше 60%.
Мораль: покупайте качественные корпуса/блоки питания, это не только поможет вам в разгоне, но и сбережет от покупки нового компьютера взамен вышедшего из строя. Это как раз тот случай, когда скупой платит дважды.
8.2.3. Неспособность материнской платы дать через AGP нужную мощность
Некоторые материнские платы могут быть не рассчитанными на то, чтобы подавать достаточную мощность вашей видеокарте. В основном это небольшое количество первых ревизий некоторых материнских плат.
В некоторых же особо мощных видеокартах (Voodoo 5, Radeon 9700, GeForce FX) предусмотрен специальный разъем, позволяющий им питаться прямо из блока питания.
Материнские платы и видеокарты, оснащенные разъемом AGP Pro, способны передавать через него большую, по сравнению со стандартным AGP, мощность, но игровые видеокарты с таким разъемом мне неизвестны.
Маловероятно, чтобы разгон ограничился по этой причине, разве что при экстремальном разгоне. Скорее всего, при таких условиях видеокарта просто не сможет работать или не будет запускаться в 3D.
8.3. Сбои, нестабильность работы
Видеокарта может заработать на повышенной частоте, но начнет сбоить. Это может проявляться в зависаниях, разнообразных искажениях изображения. Возможно это проявится не сразу, а через некоторое время (в среднем от 1 до 60 минут) интенсивной работы.
Возможными причинами могут быть: недостаточное охлаждение и, как следствие, перегрев; недостаточная мощность; ограничения конкретного экземпляра - возможно вы уже перешагнули через частоту его безсбойной работы. Последнее характерно для всех чипов, поэтому при разгоне выделяют частоту стабильной работы и частоту, на которой чип еще может запуститься. При условии достаточного охлаждения с этим бороться можно только повышением питания, да и то, до определенного предела
8.4. Синхронность памяти и чипа
Некоторые видеокарты работают только с синхронными (одинаковыми) значениями частот чипа и памяти. Это значит, что первое, что не сможет взять новую частоту, остановит разгон, даже если второе способно разогнаться еще на много. Современные видеокарты используют асинхронный режим.
8.5. Засорение системы охлаждения пылью
Эта банальная причина может помешать работе даже неразогнанной системы. Кулеры постоянно продувают через себя воздух, который содержит пыль и рано или поздно количество осевшей пыли помешает охлаждению: забьются радиаторы, остановится или замедлится вентилятор, кроме того, пыль будет действовать как теплоизолятор. Ну а если вы еще и оверклокер, то даже небольшое ухудшения охлаждения может пагубно сказаться на работоспособности разогнанной запчасти. Поэтому возьмите за правило раз в n дней удалять пыль из системного блока.
8.6. Неправильно установленный радиатор
Бывает, что вы по недосмотру или на заводе (по злому умыслу криво установили радиатор на чип видеокарты или ее память. То есть один край касается его, а другой - отстоит от него на 0,5-2 мм. Естественно, охлаждающая способность такой системы упадет на порядок. Проверьте правильность установки, постаравшись заглянуть под радиатор. Если вы обнаружили не то, что хотелось бы, стоит отделить радиатор и установить его заново или закрепить более надежным способом.
Еще на заводе могут грешить неправильным нанесением термопасты (что такое термопаста, с чем ее едят и на что мажут, объясняется в пункте11.2.4) - вместо равномерного, по всей площади чипа, - небольшой "плевок" на нем. Опять же, лучше отделить радиатор и нанести пасту правильно.
8.7. Шум
Если установленная система охлаждения ревет как взлетающая ракета, то многие подумают, нужен ли им разгон такой ценой. Шумность является серьезным препятствием в установке мощных и эффективных систем охлаждения.
9. Что может мешать или способствовать разгону?
Многие предметы/явления могут способствовать или мешать оверклокингу. О них в этом разделе.
9.1. Напряжения питания
Повышение напряжения помогает бороться с нехваткой мощности в чипе добавляя ее и влияет на природу процессов, протекающих в полупроводниковых элементах, тем самым:
1) увеличивает стабильность;
2) увеличивает максимальные частоты (как стабильности, так и нестабильности);
Побочные эффекты:
1) тепловыделение растет в квадратичной зависимости от величины повышения напряжения питания, что предъявляет очень серьезные требования к охлаждению
2) придает риск сжечь микросхемы
Обычно 10-20% повышение напряжения является безопасным и действенным средством для улучшения разгона.
К сожалению, для поднятия напряжения питания необходимо перепаивать некоторые элементы на видеокарте. А это уже категория "экстремальный разгон".
9.2. Память
От того какая память установлена на видеокарте, сильно зависит ее способность к разгону. Вот что влияет на ее разгон:
9.2.1. Скорость памяти (нс)
В первую очередь, это скорость в наносекундах (нс), которой она промаркирована. Определить ее обычно можно по двум последним цифрам в одной из строчек надписей на чипах памяти, например -6, -40, -36 могут означать соответственно 6 нс, 4 нс, 3,6 нс. Наносекунды пересчитываются в мегагерцы весьма просто: МГц=1000/нс, а если у вас память типа DDR (Double Data Rate - с удвоенной пропускной способностью) умножьте полученное значение на 2 для получения эффективной частоты.
Т.к. чипы памяти производятся так же как и все остальные, то они тоже вполне могут разгоняться. Если по умолчанию память работает на 200 МГц, при маркировке в 4 нс, то считайте, что вам повезло - она запросто заработает на 250 и выше. Если же при 200 МГц стоит 6-ти наносекундная память, то вряд ли вы от нее еще чего-то добьетесь.
9.2.2. Производитель
Замечено, что память некоторых производителей разгоняется лучше, некоторых хуже, а еще некоторых еле работает на стандартных частотах.
Считается, что хорошо разгоняется память производства Hynix (быв. Hyndai), Etron tech, EliteMT, ...
Не очень благоприятствует оверклокингу память от Samsung (хотя в последнее время наметились положительные сдвиги), ...
Очень плохо обычно разгоняется память малоизвестных фирм, в которой используются отбракованные чипы других производителей.
Если вы оверклокер со стажем, то вы запросто сможете дополнить этот список.
9.2.3. Тайминги памяти
Тайминги памяти - это задержки при запросе каких-либо данных из нее, чем они меньше, тем быстрее происходит доступ к произвольному участку памяти. Качественная память способна работать с более низкими таймингами, остальной для достижения стабильности приходится увеличивать их величину. Существует закономерность: большие частоты достигаются с большими величинами задержек. При этом в большинстве случаев потеря производительности от увеличения задержек компенсируется значительным увеличением частоты, в редких случаях наблюдается обратная ситуация.
Тайминги памяти видеокарты зафиксированы в ее БИОСе, и изменить их можно только его перепрошивкой (при условии, что у вас есть вся необходимая информация для этой операции, что пока редкость).
9.2.4. Упаковка чипов памяти
Память в более современной упаковке быстрее, гонится лучше, имеет лучший теплоотвод, что и неудивительно - именно для этого разрабатываются и применяются новые типы упаковки.
Прогрессивная BGA-упаковка имеет характерную внешность: квадратная форма, низкая высота, более слабое крепление к печатной плате (последнее лучше не проверяйте, я вас просто предупредил :).